Страничка каталогизатора


Большинство пользователей, привыкших искать необходимую информацию в Интернете, отмечают простоту и доступность поисковых систем.
Цель любого поиска – максимальное количество релевантных записей. Проблема современных информационно-поисковых систем (ИПС) – информационная потребность человека должна быть выражена средствами, которые «понимает» ИПС, то есть должен быть сформулирован ЗАПРОС, который машина обрабатывает и переводит в поисковый образ запроса (ПОЗ). Для этого необходимо на новом уровне обратиться к задаче оптимизации информационно-поискового языка (ИПЯ).
Поиск информации в электронном каталоге существенно отличается от поиска в поисковых системах Интернета. Современному пользователю для работы с электронным каталогом совсем необязательно посещать библиотеку. Электронный каталог доступен как пользователям локальной сети, так и удаленным пользователям. Для улучшения качества поиска информации в электронном каталоге необходимо модернизировать поисковую систему. Должен быть разработан справочный аппарат, который позволит максимально полно выполнить запросы пользователей, привыкших искать в Интернете.
Поисковые системы электронных каталогов вынуждают пользователя пытаться думать так же, как думал систематизатор, вносивший документ в базу данных. Разные люди одно и тоже понятие могут обозначить по-разному, поэтому при поиске документов, в большинстве случаев, это создает препятствия, так как результат поиска не будет содержать синонимичные понятия.
Если при обращении пользователя к электронному каталогу не будут соблюдены определенные правила поиска, то, скорее всего, результат будет нулевым, либо найдется незначительная часть информации, представленной в электронном каталоге.
Читатель, формирует свой запрос и здесь возможно развитие по двум вариантам: первый – читатель обращается за помощью к дежурному библиографу, и вариант второй – его запрос должен пройти автоматизированное преобразование на основании заранее созданных экспертами справочных записей (СЗ). В этом случае максимально полный результат будет обеспечен.
Что же происходит с запросом, если он проходит автоматизированное преобразование? Если запрос, обращаясь к базам данных справочного аппарата, не обнаруживает справочную запись, содержащую различные варианты и синонимы, то запрос в электронном каталоге выполняется в обычном режиме.
Если же справочная запись на данный запрос будет обнаружена, то будет сформирован новый сводный запрос, который будет отправлен в электронный каталог. Только в этом случае можно говорить о максимально полном результате поиска.
Также с целью повышения оперативности поиска необходимого понятия при поиске в электронном каталоге должна участвовать его прямая и инверсированная форма.

 В следующий раз рассмотрим Статистику запросов к электронному каталогу.